Добро пожаловать на один из крупнейших сайтов знакомств для общения и отношений в сети интернет. На нашем ресурсе Вы можете найти новых друзей или крепкие отношения, случайные связи или настоящую дружбу. Обширная база анкет наших пользователей, поможет Вам найти именно того человека, которого Вы не смогли встретить раньше. Регистрируйтесь бесплатно на нашем сайте знакомств и получайте полный доступ ко всем его возможностям.
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Roma, 44 - 14 июля 2011 00:09

Все
Трудно найти в мировой драматургии пьесу более зловещую, чем «Вишневый сад» Антона Чехова. В этой «комедии» отсутствуют действие, интрига и даже юмор. Своей известностью «Вишневый сад» обязан, конечно же, прежде всего высокому авторитету Чехова. В 1904 году, когда «комедию» поставили впервые, Антон Павлович был уже смертельно болен. По воспоминаниям Константина Станиславского – первого режиссера пьесы, Чехов находил уморительно смешным уже одно название. А уж над едва намеченными коллизиями хохотал так, что повергал окружающих в подлинный ужас. Смех перерастал в кашель. Тело Антона Павловича начинало сотрясаться. Отхохотав, великий писатель выплевывал в платок ошметки своих легких. После чего, разглядывая пятна крови на батистовой ткани, восклицал: «Вишневый сад! Вишневый ад!» И снова принимался смеяться. Примерно с теми же последствиями.
За постановку этой самой жуткой, фактически на смертном одре написанной пьесы Чехова взялся Константин Станиславский, бывший с Чеховым в приятельских отношениях. Его режиссерская концепция отнюдь не бесспорна. К примеру, образ помещицы Раневской страдает переизбытком пафоса, заламывания рук, трагических восклицаний. Сила патетики этого образа такова, что он ядом пропитывает всю пьесу, как туберкулезные плевки батистовую ткань.
Современные Станиславскому и Чехову недоброжелатели утверждали, что режиссер использовал авторитет умирающего классика исключительно затем, чтобы утвердиться самому и доказать свою значимость театралам. Достоверно о том, что вкладывал в понятие «комедия» умирающий Чехов неизвестно. Однако стараниями Константина Станиславского вместо свойственной комическому жанру легковесности «Вишневый сад» превратился в скучнейший, насыщенный пафосом, церемониал. Не случайно «Вишневый сад» любили советские чиновники. В частности, известно о том, что Леонид Брежнев бывал на показах комедии Чехова не один раз. Точного ответа не существует, однако можно предположить, что Брежнев находил в «Вишневом саде» что-то общее с официальными заседаниями – ту же атмосферу вязкой, как вишневое варенье, скуки с нотками пафоса и умеренными кабинетными юродствованиями.
Трактовку Станиславского нельзя назвать бесспорной. Однако смельчаков, которые решились бы опровергнуть сценические идеи Константина Сергеевича, не находилось. В самых авангардных постановках герои пьесы выходили на сцену голыми, пили из горлышка алкоголь, совокуплялись и даже испражнялись. Однако ядро концепции пребывало нетронутым. Незыблемым оставался надрывный пафос Раневской, трогательный идиотизм Гаева, меркантильность Лопахина и т.д.
А ведь в последней, предсмертной пьесе Чехова можно усмотреть не только ностальгию по уходящему в прошлое образу жизни русского дворянства. Представьте, что вы – смертельно больной человек среднего сословия (врач, менеджер и т.д.). Много ли печали вам будет в том, что кого-то там выселят из особняка на Рублево-Успенском шоссе? Об этом ли вы будете думать, находясь на пороге небытия?
Бесспорно, «Вишневый сад» — текст, глубоко мистический. Разумеется, устами Раневской не дворянское сословие прощается со своими привилегиями, а сам Антон Павлович говорит «оревуар» земному существованию. А обращения Гаева к мебели? Что такое, по-вашему, «много уважаемый шкаф»? Юродство? Или реминисценция тибетской Книги Мертвых, где странникам также приходится вступать в беседы с неодушевленными сущностями? Не так просты и реплики того же Гаева: «Режу в угол! От шара на середину…» Если сличить текст Книги Мертвых с «Вишневым садом», обнаружится не так уж мало совпадений. В Книге Мертвых есть и углы, и, не поверите, шары. Может возникнуть крамольная мысль: а не указывает ли Гаев дорогу потерявшей тело душе?
Добавить комментарий Комментарии: 0

JBE.ru - баннерная сеть


создано в студии Создание веб-сайтов. Воронеж. Медиа-Лайм - (4732) 34-36-83             



Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.