Добро пожаловать на один из крупнейших сайтов знакомств для общения и отношений в сети интернет. На нашем ресурсе Вы можете найти новых друзей или крепкие отношения, случайные связи или настоящую дружбу. Обширная база анкет наших пользователей, поможет Вам найти именно того человека, которого Вы не смогли встретить раньше. Регистрируйтесь бесплатно на нашем сайте знакомств и получайте полный доступ ко всем его возможностям.
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Lucy, 65 - 22 августа 2007 20:40

Все
Андрей Кончаловский пришел к 70-летию с новой эстетикой

Исполнилось 70 лет Андрею Кончаловскому -- режиссеру настолько знаковой судьбы, что она фокусирует в себе парадоксы российской и мировой культурной ситуации на протяжении нескольких десятилетий, считает АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Начать следует с конца -- с того, как и чем отмечен юбилей. Во-первых, московской премьерой фильма "Глянец" (см. подробную рецензию в Ъ от 2 июня), которой предшествовало шоу трансвеститов и сопутствовал сбор ньюсмейкеров и топ-моделей. Во-вторых, презентацией -- в жанре "гламурной фотосессии" -- книги супруги режиссера Юлии Высоцкой, которая тоже называется "Глянец". В-третьих, презентацией книги самого юбиляра "На трибуне реакционера" (написанной с политологом Владимиром Пастуховым).

Чтобы по достоинству оценить этот юбилейный антураж, надо вспомнить, что 40 лет назад Андрей Кончаловский -- соратник Андрея Тарковского, вместе с которым появился в памятном эпизоде "Заставы Ильича", соавтор сценария "Андрея Рублева", режиссер "Первого учителя" и "Истории Аси Клячиной", лауреат Венецианского фестиваля с "полочной" картиной за спиной -- воспринимался как светоч прогресса и борец с "лакировкой действительности".

Однако уже тогда ему было отведено отдельное место в шестидесятнической мифологии -- не только из-за принадлежности к элитарному семейному клану, но и в силу его особой позиции в искусстве, никак не характерной для того времени и того круга. Он не романтик, не пророк, не просветитель и не подвижник, он прагматик, либерал западной ориентации, чуткий к глобальным веяниям, умеющий их улавливать и предвосхищать, пересаживать на российскую почву. Его ранние фильмы -- своего рода этнографические эссе о патриархальной, почти природной жизни, о простых и сильных эмоциях, о подспудном эротизме в условиях жестких табу.

Уже тогда Кончаловский был интегрирован в международную режиссерскую когорту, представлявшую прекрасное будущее европейского кино. Бернардо Бертолуччи и Иштван Сабо, Фолькер Шлендорф и Кшиштоф Занусси -- это была одна компания, которая встречалась в Праге, тогдашнем культурном центре Европы. 1968 год положил конец иллюзии открытого пространства. Разгром чехословацкой "новой волны", эмиграция Милоша Формана -- все это наложило отпечаток на художественное мировосприятие Андрея Кончаловского. Он уходит от острых углов злободневности в модернистские экранизации классики, где "лакировка действительности" не выглядит преступлением, с точки зрения шестидесятников, а ностальгия по старой России меньше раздражает цензоров в костюмном варианте. Там, кстати, в изысканных живописных решениях "Дворянского гнезда" и "Дяди Вани", можно усмотреть первые признаки воцарения в российском кино эстетики пресловутого гламура.

Когда же режиссер вновь возвращается к современности, появляются "Романс о влюбленных" (прообраз -- "Шербурские зонтики" Жака Деми) и "Сибириада" (аналог -- "ХХ век" Бернардо Бертолуччи) -- фильмы компромиссные по идеологии, эклектичные по стилю, но опять же попадающие в струю: авторское кино во всем мире демократизируется, подстраивается под жанровое, модернизм уступает место постмодернизму. Однако в России по-прежнему цвел культ всего запрещенного, страдальческого, диссидентского. Когда, уже в пору перестройки, на наши кино- и видеоэкраны хлынули западные фильмы Кончаловского, снятые в Голливуде, и одновременно с "полки" вернулась "История Аси Клячиной", это повергло многих в растерянность. Между тем и в "Любовниках Марии", и в "Поезде-беглеце", и даже в драматической комедии "Гомер и Эдди" сквозь американский жанр проглядывают русские комплексы, подлая загадка славянской души. Особенно интересен с этой точки зрения снятый в топях Луизианы экологический кинороман "Скромные люди", который удивительно напоминает модель русской истории -- с фальсификацией кино- и фотохроники.

Поздние фильмы режиссера, снятые в России, еще более эклектичны. Наследие сталинизма, бегство от глобализации, безумие межэтнических войн -- темы "Ближнего круга", "Курочки Рябы", "Дома дураков". Андрей Кончаловский -- этот Одиссей русского кино -- первым выбрал свободу передвижения по миру. Он и первый из наших крупных режиссеров, кто выбрал свободу от цензуры коллективных мнений, право не "ваять шедевры" и запросто рисковать своей репутацией. Он меняет имидж -- с Автора на коммерческого режиссера, с прогрессиста на реакционера. Он презирает правила приличия, публикуя "Низкие истины", и после правозащитного "Дома дураков" делает апологетический документальный фильм о Юрии Андропове. Он бежит от самого себя, уже столько раз состоявшегося, для того, чтобы не состариться.

"Глянец" -- очередное бегство от хорошего вкуса в пучину современной вульгарности и того, что, долго сопротивляясь неуклюжему иностранному слову, в конце концов канонизировали в русском языке под именем гламура. Словечко и стоящее за ним понятие так прижилось, что кажется универсальным ключом к российской эстетике, охватывая все сферы и ритуалы -- будь то политический саммит на высшем уровне, телетрансляция с церковного праздника или модное действо на подиуме. Андрей Кончаловский сдирает с почти лубочной картины буржуазной Москвы слой глянца, жирного лака, чтобы обнаружить под ним -- ну, конечно, бордель и все такое, но также, в качестве бесплатного приложения, страдающую русскую душу. Она заметно поизносилась со времен "Аси Клячиной", романтизма в ней уже совсем практически не осталось, зато она никак не выглядит ста
Добавить комментарий Комментарии: 2
Lucy
Lucy , 65 лет27 августа 2007 07:25
Что вы имеете ввиду? поясните пожалуйста...
sedoj
sedoj , 71 год26 августа 2007 06:45
гламурянам нужны кирзовые сапоги :D

JBE.ru - баннерная сеть


создано в студии Создание веб-сайтов. Воронеж. Медиа-Лайм - (4732) 34-36-83             



Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.