Добро пожаловать на один из крупнейших сайтов знакомств для общения и отношений в сети интернет. На нашем ресурсе Вы можете найти новых друзей или крепкие отношения, случайные связи или настоящую дружбу. Обширная база анкет наших пользователей, поможет Вам найти именно того человека, которого Вы не смогли встретить раньше. Регистрируйтесь бесплатно на нашем сайте знакомств и получайте полный доступ ко всем его возможностям.
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Aндрей, 56 - 26 сентября 2007 19:09

Отредактировано:05.10.07 11:47
Вероятно, не было эпохи, когда бы люди были так сильно убеждены в скором наступлении конца света, как в 15 веке. Мир по их представлениям находился в преддверии страшных катастроф, описанных в Апокалипсисе. Подтверждением тому служили многочисленные эпидемии, наводнения, голод, политические катаклизмы, в которых видели знамения Царя Царей и Антихриста.

Эсхатологическими предчувствиями пропитано искусство того времени. В 1496-97 годах Альбрехт Дюрер сделал серию гравюр, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова. Отпечатки с этих гравюр имели невероятную популярность. И все же, пожалуй, ярче и полнее других живописцев воплотил дух своего времени Иероним Босх в триптихе «Страшный Суд».

На левой створке складня изображены сцены из второй и третьей глав Книги Бытия. На переднем плане показано сотворение Евы. Поодаль сцена искушения Прародителей. На среднем плане – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. В небе происходит низвержение восставших на Бога ангелов, которые в полете с небес превращаются в демонов.

Обычно эпизод грехопадения не включали в сцену Страшного Суда – это изобретение Босха. В других частях триптиха он еще дальше ушел от традиции.

На центральной доске складня изображен сам Суд. Живописцы, как правило, большую часть пространства картины отводили светлым небесным силам, ликующим праведникам, а осужденные на вечные муки занимали более скромное место. У Босха небесам отведена только самая верхняя часть доски. Спасенных праведников можно перечесть по пальцам. Подавляющая же часть рода человеческого вовлечена во вселенский катаклизм, бушующий в темной воронкообразной бездне.

Земля гибнет не от «второго потопа», как изображали многие из художников того времени, например, Дюрер и Леонардо, а от огня – в полном соответствии с предсказанием, содержащимся в мрачном гимне XIII века «Dies Irae» («День гнева»): «Когда настанет день гнева, мир превратится в блистающий пепел».

Широкая долина, занимающая почти все пространство центральной части триптиха – это долина Иосафата, где, как сказано в Ветхом Завете, должен проходить Страшный Суд. На заднем плане - объятые пламенем стены земного Иерусалима. У Босха земля стала неотличима от Ада, изображенного на правой сворке триптиха, откуда надвигаются полчища бесов и сразу же принимаются мучить грешников. По видам мучительства можно определить за какой грех страдают жертвы.

Так, алчных варят в гигантском котле, установленном у одной из построек в центре. Рядом два демона вливают в рот тучному чревоугоднику содержимое бочки, - это угощение отвратительно, Босх показал, чем наполняется бочка. Блудница на крыше подвергается домогательствам исполинского ящера, обвившего щупальцами ее талию, покуда два демона поют ей серенады. На скалистых уступах справа бесы-кузнецы расплющивают на наковальне свои жертвы, а еще одного несчастного подковывают, как лошадь - это воздаяние за гневливость.

Многие из адских пыток Босх мог почерпнуть из распространенной в Средневековье литературы – рассказов людей, побывавших в Аду и вернувшихся, чтобы поведать о своих впечатлениях. Самое знаменитое из таких произведений, разумеется, «Ад» Данте, оказавший огромное влияние на живопись того времени.

Однако в изображении демонов у Босха нет ни предшественников, ни конкурентов (позднее Дюрер, описывая босховские творения, скажет, что ничего подобного он не только не видывал, но и вообразить себе не мог). Помимо традиционных жаб, змей, драконов здесь представлены виртуозные гибриды людей, животных, птиц, рыб и даже неодушевленных предметов. В отличие от нежно белых, беззащитных тел грешников, они жестки, грубы, часто наделены острыми шипами, клювами. В клубке этих отвратительных монстров вряд ли можно отыскать хоть двух похожих, вряд ли они вообще подлежат какой-либо классификации. В них выразилось представление об Аде, как о месте (или даже состоянии), где перестают действовать установленные Творцом законы природы. Здесь нет Бога, поэтому здесь все разъято и будто наспех скроено из случайных деталей. Здесь царит хаос – состояние не менее мучительное, чем сами пытки.

И все же нам трудно почувствовать босховский Ад в той мере, в какой чувствовали его современники художника. По книгам и проповедям они были знакомы с теми мучениями, которые ждут грешников в Аду. Они едва ли не ощущали на себе те резкие переходы от испепеляющего жара к ледяному холоду. Они сами почти задыхались от серной вони и смрада, окутывающего Преисподнюю и слышали вой, свист, хохот демонов, вопли истязуемых.

[B]Иероним БОСХ [/B] "Страшный Суд". Триптих
Академия изобразительных искусств, Вена.

слева "Рай", в центре "Ад", справа "Страшный Суд"
Добавить комментарий Комментарии: 0

JBE.ru - баннерная сеть


создано в студии Создание веб-сайтов. Воронеж. Медиа-Лайм - (4732) 34-36-83             



Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.