Добро пожаловать на один из крупнейших сайтов знакомств для общения и отношений в сети интернет. На нашем ресурсе Вы можете найти новых друзей или крепкие отношения, случайные связи или настоящую дружбу. Обширная база анкет наших пользователей, поможет Вам найти именно того человека, которого Вы не смогли встретить раньше. Регистрируйтесь бесплатно на нашем сайте знакомств и получайте полный доступ ко всем его возможностям.
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Karl_de_Cori, 42 - 22 февраля 2007 21:17

Все
Самый трудный вопрос - детский вопрос. Каждый из нас уже давно заметил, что, сталкиваясь с вопросами детей, мы обнаруживаем, что весь накопленный нами запас знаний становится абсолютно непригодным для формулировки возможных ответов. Находясь в положении взрослого, в положении важного носителя непререкаемых истин, мы зачастую ничем не можем подтвердить своих прав на утверждение этих истин, поскольку, требуя от ребенка подчинения сложным для него установлениям, исходящим от нас к нему, мы в большинстве случаев не можем объяснить ему даже самого простого, восходящего от него к нам. Возникает полное ощущение беспомощности оттого, что знаешь слишком много о совершенно второстепенном и ничего не знаешь о самом главном. А чаще всего даже и о второстепенном мы знаем недостаточно много для того, чтобы от него можно было хотя бы логически перейти к чему-либо главному. Такое "знание" вполне тождественно незнанию. Например, чтобы ответить ребенку доступно и просто на его вопрос - "почему небо синее?", необходимо ясно и досконально знать о небе все, что можно вообще о нем знать на самом высоком уровне. Только в таком случае полнота наших знаний позволит выделить из себя центральное и простое понятие, зерно явления (в данном случае - синевы неба), отбросив при этом все сопутствующие и, лишь добавочно характеризующие его, пояснения. Выразить суть. Иначе ребенок ответа либо не примет, либо не поймет, либо заскучает от его долгих объяснений.

Странная вещь - нам легче ответить, что такое трансформатор, чем объяснить, отчего у собачки есть хвост, а у нас - нет. По-честному говоря, нам нечем кичиться перед детьми - может быть, мы и знаем что-то, чего они не знают, но мы при этом не знаем того же, чего не знают они. Каждый раз, когда их что-то интересует, и они подключают нас к поиску ответа на свой вопрос, мы лихорадочно начинаем додумываться до тех истин, которые, как нам казалось до этого, для нас - совершенно ясны. Мы вынуждены вдруг по новой объяснять самому себе то, что вполне считалось до этого не требующим никаких объяснений в силу своей очевидности. Очевидное, вдруг, становится совсем даже и неочевидным! Интересно еще и то, что первая реакция на детский вопрос у нас такая бравадно стартовая, снисходительно доброжелательная, вот, мол, я сейчас тебе все расскажу, разложу по полочкам, и ты поймешь, - как это просто. Затем, уже в следующее мгновение, мы застываем в паузе склеротика, бодренько поднявшего телефонную трубку, и забывшего, - зачем он этот дикий поступок совершил? А поначалу мы очень даже уверены в своей компетентности.

Откуда у нас эта спокойная уверенность в том, что мы что-то знаем, пока нас не потревожит ребенок, и мы обескуражено не поймем, что не можем эти уверенные знания, не напрягаясь, сходу и прозрачно сформулировать? Дети постоянно показывают нам, что мы не знаем того, что мы знаем. Мы знаем очень много о том, чего мы совсем не знаем, (например, о том, как надо руководить страной, как быть министром финансов, как снимать кинофильмы, кого брать в сборную по футболу, как бороться с преступностью и вести дела с иностранными державами и т.д.), но ничего не знаем о том, что знаем, например, о том - почему арбуз красный. Чем конкретнее вопрос, интересующий детей, тем меньше шансов у нас быть с ними столь же конкретными.

Им всегда легче задать нам конкретный вопрос, чем нам дать на него конкретный ответ. Впрочем, не легче давать конкретные ответы даже на их самые неконкретные вопросы. Наибольшая сложность этих вопросов состоит в том, что ребенок не задает вопросов "зачем". Здесь мы с легкостью и мастерски объяснили бы все. Куда, что и как можно использовать и применять, мы готовы учить всех детей всей планеты на специальных курсах у себя на дому по удобному для клиента расписанию. Простому гвоздю мы готовы найти тысячу оригинальных применений. Но им этого не надо. Для ребенка все то, что он видит перед собой, и без наших инструкций, - исходно данное, а, следовательно, потенциально необходимое и неоспоримо применимое. Ребенку интересно знать - "почему". Он ищет ПРИЧИНУ, а причина у всякого явления всегда только одна, конкретная. Не может что-то одно возникать сразу по НЕСКОЛЬКИМ причинам. Это может быть последовательной цепью причин, но непосредственно предшествовать будет лишь одна конкретная причина, и, именно этой заостренностью на абсолютную конкретность ставят нас в тупик детские вопросы. "Я задал простой вопрос, так дай мне на него простой ответ", - вот принцип, по которому дети хотят диалога. Они не оставляют нам никакого простора для маневра терминами или для давления сложностью своих знаний. Критерий у них простой: "Знаешь, - объясни мне, и я тоже буду знать. А если ты не можешь мне объяснить, - то откуда я знаю, что ты знаешь?" Такая позиция вынуждает нас быть конкретными, но это не облегчает нашего положения и не добавляет нам энтузиазма. Мы не любим детских вопросов. А зря.
© Виктор Нюхтилин
Добавить комментарий Комментарии: 65
Людмила
Людмила , 54 года22 февраля 2008 10:57
На реплику АЛЕНЫ " вопросы 4-х летнего ребенка являются чисто формальными" :
Дети ждут от нас не ответов, а помощи в том, чтобы до ответов додуматься самим (неосознанно, конечно). Когда ребенок что-то делает, он говорит "я сам". И додуматься он тоже хочет сам. Задача взрослых - вести его по этому самому сложному пути. Нашла на сайте http://vopros-otvet.net/ как возможно вести диалог с ребенком. Очень любопытно.
Кокон
Кокон , 41 год28 февраля 2007 00:08
Как ни странно, отвечая на детские вопросы, особенно важно помнить о том, что "мысль изреченная есть ложь". Мы можем максимально точно изложить факты, но формулировка будет такой, что ребенок потеряет всякое доверие к родителям. Это как на вопрос "что такое любовь" начать рассказывать про эндорфины и алкоголь в крови... С небом, арбузом и яблоком это тоже работает :) . Жаль, нет под рукой Сэлинджера - у него об этом хорошо написано, особенно в "Тедди", - куда точнее, чем я тут корявничаю. Мне кажется, если, сообщая знания, мы ЛЮБИМ ребенка - и себя, разумеется, - мы всегда найдем нужную формулировку... Все начинается с чувств. Даже мысли :) .
Paul
Paul , 41 год24 февраля 2007 13:04
[I]Даже еще в начале 20-го века наука была совсем другой, нежели в конце. Она была живой, требующей от человека не заний многих терминов, а стремящаяся к знанию немного и последующему выводу из этого.[/I]

Карл, если так вот каждый раз выяснять почему трава зеленая а небо голубое, не останется времени на умножение знаний...Вот если б у нас знания генетически передавались...или жилиб не 50-80 лет, а скажем 800, тогда, пожалуй, описанный тобой подход имел бы смысл и приводил бы к существенно лучшим результатам, нежели сейчас!

Ден! а где можно полную версию почитать 2-го издания, исправленного "Как довести ребёнка до слабоумия"?? :D :D :D
Алена Nsk
Алена Nsk , 86 лет24 февраля 2007 08:52
Доброе утро :rose: :rose: :rose:

все она поняла. Вполне. Два вопроса, которые у нее возникли -

1. С мякотью понятно, а почему у яблока шкурка бывает красная и бывает зеленая, и красный цвет - из-за железа ли он тоже или нет?

2. А у груш точно так же?

с грушами, кстати, такой здравый вопрос:-)))) Персики-то, например, не темнеют же, а груши темнеют:-)))

и сейчас, когда в гости пришла наша няня, она ей это с удовольствием рассказала:-)

воть!

Karl_de_Cori
Karl_de_Cori , 42 года24 февраля 2007 00:19
Лан, пипл ... поперся я дальше рисовать )))
Алена Nsk
Алена Nsk , 86 лет24 февраля 2007 00:16
Дэн, она Овен :-) Ей и так суждено вырасти девочкой с собственным мнением обо всем на свете:-)))

но мне интересно именно - поймет ли она именно аткое объяснение - и плюс я расскажу про окислы железа, как Карл и для примера покажу гвоздик или просто что-то ржавое

думаю, что поймет
Karl_de_Cori
Karl_de_Cori , 42 года24 февраля 2007 00:12
Аленка, спок ;))

Дэн, думаю все же ребенок ;)))
Дэн
Дэн , 37 лет24 февраля 2007 00:10
так, Алён, будет интересно: кто кого))))))))) кстати, возможен и более оптимистичный вариант: технически никто не свихнётся, но ребёнок вырастет аццким спорщиком)))
Алена Nsk
Алена Nsk , 86 лет24 февраля 2007 00:08
Дэн, да ребенок после такого так начнет копать вопросами до двенадцатого колена, что взрослого до слабоумия раньше доведет:-)))

Карл, да !) !) !) Точно. Причем ей, по сути, можно показать тот же гвоздик ржавый, и она мгновенно поймет аналогию

а я завтра поэкспериментирую - и это сделаю:-) Она меня не спрашивала про яблоко, но я без спросу:-)))))))

Господа, мне ужасно хочется еще послушать, но у меня уже три:-( спокойной ночи
Karl_de_Cori
Karl_de_Cori , 42 года24 февраля 2007 00:05
Дэн!!!!!!!!!!!!!!!!! :D :D :D :D :D :D

JBE.ru - баннерная сеть


создано в студии Создание веб-сайтов. Воронеж. Медиа-Лайм - (4732) 34-36-83             



Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.